Нейропсихолог
Не знаете к кому записаться?
В чём заключается отличие между психологом и нейропсихологом?
Разница между этими двумя специалистами заключается в том, что психолог занимается решением эмоционально-личностных проблем ребёнка:
-
трудности в общении со сверстниками;
-
страхи;
-
поведенческие проблемы.
В отличие от психолога, работающего с эмоционально-волевой сферой, нейропсихолог занимается изучением мозговой анатомии. Специалист выполняет нейропсихологическую диагностику для определения причин трудностей ребёнка.
Показания для обращения к детскому нейропсихологу
К компетенции детского нейропсихолога относятся:
-
речевые нарушения;
-
сложности при обучении письму;
-
неусидчивость ребёнка на занятиях;
-
неспособность сосредоточиться при усвоении новой информации;
-
снижение или повышение тонуса мышц;
-
проблемы с моторикой;
-
нарушение координации движений (неловкость, частые падения);
-
низкая мотивация к учёбе;
-
раздражительность и тревожность;
-
мышечные тики.
При нарушении работы височных отделов мозга наблюдается плохая слухоречевая память. При этом ребёнок путает буквы, звуки или слова. Он с трудом может воспроизвести услышанное.
При подкорковых нарушениях интеллектуальная деятельность ребёнка не страдает. Но у него могут отмечаться перечисленные ниже проблемы:
-
частые головные боли;
-
повышенная утомляемость;
-
вялость;
-
ухудшение координации движений, которые приводят к повышенному травматизму.
При наличии подкорковых нарушений внимание ребёнка может быстро рассеиваться. Ему трудно на чём-либо фокусироваться. Почерк таких детей нередко отличается неразборчивостью.
Оптимальный возраст для посещения нейропсихолога
Оптимальный возрастной диапазон для обращения к специалисту – 3-12 лет. Особенно результативны занятия с детьми старше пяти лет. В этот период мозг ребёнка достаточно сформирован для освоения новой информации. В то же время он отличается «пластичностью». В результате проблемы ребёнка успешно поддаются коррекции.
Проведение нейропсихологической диагностики
Консультация нейропсихолога проходит в хорошо освещённой и просторной комнате, без отвлекающих факторов. Общение специалиста с ребёнком осуществляется в доброжелательной манере, на понятном малышу языке.
Неотъемлемой частью беседы являются элементы игры, используются специальные тесты, упражнения. Длительность занятия с дошкольником составляет примерно 30 минут, учащимся начальной школы – 45 минут.
Нейропсихологическая диагностика помогает исследовать двигательные и речевые функции пациента, навыки счёта, письма и чтения. При её проведении может быть выявлена и межполушарная асимметрия (ведущая левая или правая рука).
Нейропсихолог не назначает ребёнку лекарств. Основными инструментами нейрокоррекции являются:
-
двигательная активность (выполнение физических упражнений);
-
когнитивная деятельность (выполнение интеллектуальных заданий).
После регулярного посещения нейропсихолога улучшается моторика, повышается успеваемость ребёнка. Занятия со специалистом воспитывают навыки усидчивости и внимательности.
Показания для консультации нейропсихолога
На консультацию к детскому нейропсихологу приходят с другими вопросами, которые касаются развития ребёнка. Проблемы с чтением, счётом, письмом или проявления невнимательности, которые отражаются на успеваемости по многим предметам в школе – вот достаточно частые причины, из-за которых родители приводят детей-школьников к детскому нейропсихологу, особенно в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте родители обращают внимание на двигательную и игровую активность ребёнка, умение держать карандаш, предпочтение правой или левой руки, сформированность речи, и прочие вопросы, касающиеся сформированности, правильности выполнения действий, умений. Это тоже повод обратиться за разъяснением к детскому нейропсихологу. Особенности развития ребёнка, установленные в процессе первичной диагностики, определяют содержание коррекционного курса. Специалист работает в тесном сотрудничестве с родителями – родитель помогает составить полную картину развития ребенка при первой встрече и активно участвует в процессе нейрокоррекции - упражнения и навыки, освоенные на занятиях, обязательно закрепляются в повседневной жизни.