Казань, Проспект Альберта Камалеева, 26/12
+7 (843) 202-26-27
Пн - пт 7.30 - 20.00,
сб - 8.00 - 18.00.
Вск выходной
Казань, Проспект Альберта Камалеева, 26/12
К сожалению, по разным причинам детей с нарушениями речи становится все больше. Бороться с задержками речевого развития не так сложно, если своевременно обнаружить проблему и приступить к ее устранению. Дорогие родители, если вы заметили первые симптомы ЗРР у своего крохи, не тяните время – запишите его на полноценное обследование. Мы предлагаем обратиться к лучшим специалистам ERDA Medicine в Казани – команда логопедов, психологов, психотерапевтов и неврологов определит причину дефекта и устранит ее.
Если вовремя не принять меры, ребенок будет все больше отставать и в речи, и в психике, приумножая проблемы в обучении и общении с ровесниками
За последние 20 лет выявлено в 10 раз больше случаев психоэмоционального отклонения у детей. Мышление затормаживается из-за дефектов речи, а неврологические и психические патологии приводят к общему недоразвитию речи.
Чаще всего диагноз ЗРР ставится детям старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать общаться с окружающими, но, если этого не происходит, мама и папа бьют тревогу. Часто бывает слишком поздно. Лечение задержки речевого развития должно начинаться, когда ребенку 2 – 3 года, тогда есть все шансы на его полное выздоровление.
Задержки речи из-за врожденных патологий начинают проявляться уже в раннем возрасте.
Запишите малыша на профилактический осмотр у специалиста, если:
в 4 месяца малыш не обращает внимания на слова и жесты, очень редко улыбается;
в 8–9 месяцев младенец не лепечет;
в годик ребенок слишком тихий и практически не издает звуков;
в 1,5 года не получаются даже простые слова, все обращения остаются без внимания, возможны случаи, что ребенок не умеет даже жевать;
в 2 года отсутствуют навыки повторения слов, собственного набора слов недостаточно;
в 2,5 года в запасе порядка 20 слов, малыш не может справиться даже с простейшими фразами, не знает названия частей тела и предметов;
в 3 года ребенок не справляется даже с банальными предложениями, не понимает взрослых и разговаривает с трудом, «проглатывая» окончания или растягивая слова.
Дети с ЗПРР могут иметь повышенное слюноотделение, часто у них приоткрыт рот. Для них характерны гиперактивность, агрессивность, быстрая утомляемость, невнимательность и слабая память. Ребенка невозможно вывести на эмоции, он не сочиняет и не фантазирует, на контакт с ровесниками или со взрослыми идет с неохотой, излучая дискомфорт и неуверенность. Сверстники в свою очередь сами сторонятся таких детей, которые, как правило, бывают еще и слабо развиты физически.
Чем дольше вы тянете с обращением к специалисту, тем больше ребенок отстает в психическом и умственном развитии, тем сложнее ему будет в будущем и тем сильнее его неуверенность в себе.
К ЗРР может привести широкий ряд причин. Проанализируйте этот список, чтобы понять, возможна ли задержка речи у вашего малыша, и что к ней могло привести.
будущая мама болела, получила травму, инфекцию или отравление;
плод столкнулся с гипоксией, то есть с кислородным голоданием в утробе матери;
роды протекали тяжело, или ребенок получил родовую травму;
малыш перенес тяжелую инфекцию, которая привела к заболеванию мозга, или травму в раннем возрасте;
обнаружены хромосомные или генетические заболевания, которые приводят к нарушениям в структуре мозга;
малыш перенес тяжелую психическую травму;
родители приняли неправильную тактику воспитания, слишком сильно опекая ребенка или, напротив, уделяя ему мало внимания;
семья относится к асоциальным, и родители жестоко обращаются с ребенком.
К причинам общего недоразвития речи могут относиться органические изменения – родовые травмы, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания. Обнаружить дефекты в левом полушарии, ответственном за развитие речи позволяют электроэнцефалография (ЭЭГ) или метод вызванных потенциалов (ВП).
врожденные патологии центральной нервной системы;
психические болезни, в том числе эпилепсия;
гидроцефалия и ишемия головного мозга;
ДЦП;
нарушения сосудов головного мозга.
Внимание! Опасные социальные источники, провоцирующие задержку речи
Задержка речи может возникнуть из-за неблагоприятной среды – ребенок испытывает дефицит речевых контактов, сталкивается с эмоциональными стрессами, запущен в педагогическом плане и постоянно болеет.
Есть и вторая сторона медали – гиперопека. Малышу не надо ничего говорить или просить, родители делают все еще до того, как он чего-то захочет. Мотивация разговаривать просто пропадает – зачем, если все потребности и желания уже в полной мере удовлетворены?
Некоторые наивно полагают, что малыш научиться разговаривать, если будет постоянно смотреть телевизор – познавательные мультфильмы, кино, новости, взрослые передачи, да все подряд. Чрезмерно информативная среда губительна – избыточный поток информации, который не соответствует возрасту, приучает малыша не вслушиваться в речь и не вникать в ее смысл.
Как избавить малыша от недоразвития речи и научить свободно общаться?
Лечение задержки речевого развития у детей должно начинаться на ранней стадии и проходить комплексно. В коррекции речевых нарушений задействованы родители и профильные специалисты – детский невролог, психолог, психотерапевт и логопед. Комплексный подход при невысокой степени отставания в развитии и раннем лечении обеспечит наилучший эффект.
Чем позднее приступить к коррекции, тем ниже вероятность, что речь восстановиться, и ребенок будет учиться в обычной школе
Диагностика в обязательном порядке проводится комплексно! Поставить диагноз возможно только на основании ряда исследований:
педиатрическая оценка соматического статуса ребенка и выяснение возможных причин задержки.
оценка слуха и слуховых проблем у сурдолога;
логопедический анализ анамнестических данных, оценка моторного развития и речевого аппарата ребенка, проверка коммуникативной деятельности, зрительных и слуховых реакций;
возрастное тестирование для определения психомоторного развития;
сравнение понимания и воспроизведения речи;
определение моторики мышц лица.
Доверительная беседа специалиста с родителями позволит выяснить, как общаются между собой члены семьи, как воспитывают ребенка, что его окружает и что в данном окружении поможет ему с радостью разговаривать, строить нормальные диалоги, понимать вопросы и произносить ответы.
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что для диагностики ЗРР необходим комплексный осмотр педиатром, невропатологом, логопедом, психиатром и детским психологом. Вероятно, потребуются анализы состояния головного мозга —МРТ, ЭКГ и другие. По заключению всех врачей ставится диагноз, ребенок направляется к профильному специалисту (или специалистАМ), после чего подбирается индивидуальная программа коррекции, лечения и профилактики речевого развития детей дошкольного возраста.
Если фактор, провоцирующий задержку психоречевого развития малыша, связан с психическим расстройством, тяжелой психической травмой в раннем возрасте и неблагоприятной психологической средой, в которой растет ребенок, главным врачом становится именно детский психиатр. В некоторых случаях отставание в речевом развитии может сопровождаться признаками аутизма: отказом в эмоциональном контакте с людьми, склонностью к агрессии, стереотипным поведением и непониманием обращенной речи.
Специалист назначит лечение, которое будет направлено не только на исправление речевых дефектов, но и, прежде всего, на избавление от причин их возникновения.
Лечение задержек речевого развития дошкольников ведется с учетом собственных коррекционных и логопедических программ. При необходимости назначаются лекарственные и терапевтические методы в соответствии с возрастом ребенка, его характером и физиологическими особенностями. Благодаря своевременным коррекционным программам и логопедическим занятиям будут исключены негативные последствия в дальнейшем, ребенок сможет нормально адаптироваться к жизни в обществе, отлично учиться и в будущем найти хорошую работу.
Обстановка в клинике располагает к комфорту, ощущению уверенности и защищенности. Специалисты не только знают все по своему профилю, но и знакомы с основами детской психологии. Малыш не будет бояться, а станет смело постигать навыки общения, разговорной речи, начнет понимать окружающих и охотнее идти на контакт.
Даже от самых эффективных методов лечения и блестящих специалистов будет мало толка, если родители не обеспечат малышу благоприятную речевую среду. Помните: стимулирование речи является обязательным условием для нормального развития. Отличным дополнением к упражнениям для развития речи служат альтернативные методы – например, иппотерапия (общение с лошадьми) и дельфинотерапия.